ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 7 июля 1998 года № 88
Об энергосбережении
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 15 июня 2013 года № 96,
30 июля 2013 года № 175, 18 июля 2014 года № 144, 6 июля 2016 года № 99 , 8 июля 2019 года N 83 )
Глава I. Общие положения
Глава II. Основы государственного управления энергосбережением
Глава III. Стандартизация в области энергосбережения
Глава IV. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Глава V. Осуществление деятельности в области энергосбережения
Глава VI. Международное сотрудничество и инвестиционная деятельность
Глава VII. Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об энергосбережении
Глава IX. Заключительные положения
Глава I
Общие положения
Настоящий Закон устанавливает правовые нормы осуществления государственной политики повышения эффективности использования энергии, а также правовые нормы создания и функционирования институциональных, экономических и информационных механизмов реализации этой политики.
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются создание условий для повышения эффективности использования при добыче, производстве, переработке, передаче (транспортировке), хранении, распределении и потреблении (преобразовании) топливно-энергетических ресурсов, защита интересов потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов за счет регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а также между государством и юридическими и физическими лицами в области энергосбережения.
Статья 2. Определения терминов
В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующее значение:
повышение эффективности энергопотребления - деятельность, направленная на сохранение единицы продукции (товаров или услуг) не снижая качества и выхода количества продукции, сокращения количества энергии, необходимого для этой продукции;
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии, и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
энергетический паспорт - технический документ, отражающий нормативное и фактическое состояние энергетического хозяйства предприятий, независимо от форм собственности;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами, различными нормативными правовыми актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
потери энергетических ресурсов - разница между подведенным и полезно используемым количеством энергетических ресурсов;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, воды, тепла земли, естественного движения водных потоков;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
энергосберегающие технологии, оборудование и материалы - технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем;
субъекты в области энергосбережения - юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с добычей, переработкой, транспортировкой, производством, хранением и осуществляющие деятельность, направленную на повышение эффективности и экономии по использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов, энергетических ресурсов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики об энергосбережении
Законодательство Кыргызской Республики об энергосбережении состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов , а также международных договоров, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 4. Область применения настоящего Закона
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной:
- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- на осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- на развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- на создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- на обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;
- на информационное обеспечение по энергосбережению, использованию новых источников энергии и видов топлива, средств измерения, регулирования и контроль за расходованием энергетических ресурсов;
- на осуществление технического нормирования и метрологического обеспечения объектов энергоснабжения.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 30 июля 2013 года № 175)
Глава II
Основы государственного управления энергосбережением
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области эффективного использования энергии
Государственная энергосберегающая политика обеспечивается посредством:
создания государством экономических и правовых условий заинтересованности юридических и физических лиц в энергосбережении на основе сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, в том числе с помощью стимулирования производства и применения техники и технологий, повышающих эффективность использования энергетических ресурсов, приборов учета и контроля за расходом энергетических ресурсов;
разработки и реализации государственных проектов и программ энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, альтернативных видов топлива и вторичных энергетических ресурсов, а также государственных проектов и программ по обеспечению в процессе использования топливно-энергетических ресурсов безопасности жизни и здоровью населения и окружающей среды;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения;
создания и использования различных видов единых программ по учету производства и расхода энергетических ресурсов;
международного сотрудничества в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в осуществлении государственной политики по энергосбережению
Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере энергосбережения включают:
- проведение единой государственной политики в области энергосбережения;
- определение структуры государственной системы энергосбережения и уполномоченных государственных органов по выработке политики, а также по надзору и контролю в сфере энергосбережения;
- осуществление контроля за реализацией Национальной энергетической программы в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об энергетике" и другими принятыми нормативными правовыми актами;
- принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов в сфере энергосбережения;
- утверждение региональных и отраслевых программ энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года № 96)
Статья 6-1. Полномочия уполномоченных государственных органов
Полномочия уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере энергосбережения включают:
- создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях повышения эффективности использования топлива и энергии;
- координацию научных исследований и опытно-конструкторских работ по энергосбережению;
- содействие в реализации проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовой технологии, способов управления и научных исследований в этой области, утилизации вторичных энергоресурсов и отходов, а также технологий с использованием энергии солнца, ветра, воды и других источников энергии;
- содействие развитию промышленной базы и производства приборов учета, контроля и управления энергией, энергоэффективных и экологически безопасных энергетических установок, строительных материалов и изделий;
- разработку проектов нормативных правовых актов в сфере энергосбережения;
- координацию разработки региональных и отраслевых программ энергосбережения с последующим их представлением на утверждение в Правительство Кыргызской Республики;
- разработку нормативно-правовых, методических и экономических механизмов энергосбережения и стимулирование использования возобновляемых энергетических ресурсов;
- организацию научных исследований в области энергосбережения;
- участие в международном сотрудничестве.
Полномочия уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере энергосбережения включают:
- организацию и осуществление технического надзора за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов;
- осуществление мероприятий по обеспечению доступа производителей электрической и тепловой энергии в сети энергоснабжающих организаций и соблюдению необходимых технических и иных норм режима работы сетей.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года № 96)
Статья 7. Полномочия местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области энергосбережения
Местные государственные администрации в рамках своих компетенций, органы местного самоуправления в соответствии с делегированными государственными полномочиями:
- реализуют региональные и отраслевые программы энергосбережения в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
- организуют научные исследования в области энергосбережения;
- координируют деятельность расположенных на их территории физических и юридических лиц по исполнению программ энергосбережения.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий отвечают за обеспечение экономичного режима энергопотребления в зданиях, находящихся в их распоряжении, в том числе за счет использования высокоэффективных энергопотребляющих приборов и оборудования.
(В редакции Закона КР от 6 июля 2016 года № 99)
Статья 8. Государственный контроль и надзор за эффективным использованием топлива и энергии
Государственный контроль и надзор за рациональным использованием топлива и энергии осуществляет уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
Объектом государственного контроля и надзора является энергетическое хозяйство, включающее в себя все организации по добыче, переработке, преобразованию, транспортировке, хранению, учету и использованию топлива и энергии, размещенные на территории Кыргызской Республики.
Осуществление государственного контроля и надзора в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Взаимоотношения местных государственных органов и уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере энергосбережения, осуществляющего контроль и надзор в республике за эффективным использованием топлива и энергии, топливно-энергетических ресурсов, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другими нормативными актами.
Органы местного самоуправления и местные государственные администрации создают условия, необходимые для выполнения уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения полномочий, определенных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 15 июня 2013 года № 96)
Статья 9. Энергетические обследования
Энергетические обследования организаций с оформлением энергетического паспорта проводятся в целях оценки эффективности использования топлива и энергии и снижения затрат потребителей на топливо и энергию.
Энергетические обследования организаций являются обязательными, их порядок и периодичность устанавливаются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, и осуществляются уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года № 96)
Статья 10. Энергетическая экспертиза
Государственная экспертиза проводится в целях выявления эффективности использования энергии, организации учета энергии и безопасности энергетического оборудования топливно-энергетического комплекса.
Основными задачами государственной экспертизы энергетической эффективности являются оценка соответствия проектных решений требованиям нормативных документов по стандартизации и других нормативных правовых актов по энергоэффективности, а также определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.
Государственной экспертизе энергетической эффективности подлежат:
- проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
- энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) существующих предприятий, зданий, сооружений.
Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эффективности устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 11. Учет топлива и энергии
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Кыргызской Республики.
Ответственность за достоверность сведений о производстве и потреблении энергетических ресурсов возлагается на руководителей организаций.
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергосбережения разрабатывает форму государственной статистической отчетности и по согласованию с государственным органом в области официальной статистики обеспечивает ведение государственной статистической отчетности об объеме и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования для предприятий и организаций независимо от форм собственности.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 15 июня 2013 года № 96, 30 июля 2013 года № 175 , 8 июля 2019 года N 83 )
Глава III
Стандартизация в области энергосбережения
Статья 12. Стандартизация
В нормативные правовые акты, принятые Правительством Кыргызской Республики и регламентирующие вопросы энергопотребляющей продукции, включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 30 июля 2013 года № 175)
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 175)
Статья 13. Объекты и предметы стандартизации
Объектами стандартизации в области эффективного использования энергии являются все виды топлива и энергии, оборудование и продукция, производящие и потребляющие топливо или энергию либо преобразующие один ее вид в другой.
Предметами стандартизации являются номенклатура и значение показателей затрат энергии на производство энергии и продукции, технологические процессы и производство работ.
Статья 14. Государственный контроль и надзор за соблюдением показателей энергоэффективности изготавливаемого и ввозимого оборудования и приборов
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 15. Нормативы энергопотребления
Нормативы энергопотребления в обязательном порядке включаются в технические паспорта, ремонтные и режимные карты, инструкции по эксплуатации оборудования и продукции. Нормативы удельного расхода энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах и правилах. Нормативы энергопотребления подлежат пересмотру и корректировке с учетом достижений передовых технологий с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.
До введения в действие систем стандартов потребления энергетических ресурсов допускается применение норм и нормативов потерь энергетических ресурсов, устанавливаемых законодательством Кыргызской Республики.
Контроль за соблюдением нормативов потребления топлива и энергии осуществляется уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года № 96)
Статья 16. Установление соответствия энергоэффективности продукции
Энергопотребляющая продукция любого назначения должна соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 175)
Статья 17. Метрология
При производстве и потреблении энергии, а также при ее сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор.
Государственное метрологическое обеспечение рационального использования энергии предусматривает комплекс мер и нормативных документов, направленных на обеспечение единства измерений при ее производстве и потреблении.
Государственному метрологическому контролю и надзору подлежат объекты, подпадающие под действие норм и правил метрологии.
Глава IV
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Статья 18. Экономические меры обеспечения энергосбережения
Экономические меры обеспечения энергосбережения предназначены для ориентации управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности организаций на эффективное использование и экономию энергетических ресурсов и включают, в частности:
определение механизма и порядка финансирования энергосберегающих программ и проектов;
применение экономических санкций за расточительное расходование энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 19. Финансирование мероприятий и программ по энергосбережению
Энергосберегающие программы, в том числе научные исследования, опытно-конструкторские работы, а также проекты по энергоэффективности, утвержденные Правительством Кыргызской Республики, финансируются за счет собственных и привлеченных средств организаций, участвующих в программах, средств отечественных и иностранных инвесторов, средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Фонда энергосбережения и новой энергетической техники и других источников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Порядок предоставления государственной поддержки программы энергосбережения определяется законодательством Кыргызской Республики.
Статья 20. Фонд энергосбережения и новой энергетической техники
В целях финансовой поддержки государственной политики в области рационального использования энергии Правительством Кыргызской Республики создается внебюджетный Фонд энергосбережения и новой энергетической техники (далее - Фонд энергосбережения).
Специальный Фонд энергосбережения образуется за счет средств, получаемых за счет выполнения программ энергосбережения и за счет отчислений генерирующих, транспортирующих, распределяющих и других энергокомпаний Кыргызской Республики.
Источниками Фонда энергосбережения также могут быть:
добровольные целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
передаваемые Правительством Кыргызской Республики денежные средства, поступаемые от продажи акций компаний энергетической отрасли Кыргызской Республики;
другие поступления, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 21. Направления использования средств Фонда энергосбережения и новой энергетической техники
Средства Фонда энергосбережения используются для:
инвестирования с целью увеличения энергоэффективности и энергосбережения в жилых зданиях, на промышленных предприятиях и в транспортном секторе;
инвестирования с целью увеличения энергоэффективности и энергосбережения при добыче, производстве и транспортировке топлива и энергии;
исследовательской деятельности по энергоэффективности;
организации демонстрационных проектов с целью исследования и проверки новых энергетических технологий или новых организационных решений в энергетическом секторе;
проведения анализа потенциала энергосбережения и выбора приоритетных направлений его использования;
развития научно-технической и производственной базы в целях обеспечения рационального использования топлива и энергии путем финансовой поддержки соответствующих проектов, в первую очередь, в части разработки и производства приборов и технических средств учета, контроля и регулирования расхода топлива и энергии;
разработки нормативно-технической базы энергосбережения;
участия в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения, разработки и внедрения новой техники и технологии;
разработки нормативных и правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере энергосбережения;
проведения смотров-конкурсов по энергосбережению;
проведения семинаров по обмену опытом.
Статья 22. Распорядители Фонда энергосбережения и новой энергетической техники
Функции и порядок распределения средств Фонда энергосбережения определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Статья 23. Стимулирование энергосбережения
Стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов осуществляется путем:
- предоставления грантов из Фонда энергосбережения социально значимым проектам, максимальная доля которых в общем объеме финансирования проекта определяется Правительством Кыргызской Республики;
- учета в ценах на энергетические ресурсы затрат на внедрение энергосберегающих мероприятий, в том числе капитальных затрат на энергетические установки с использованием возобновляемых источников, сооружаемые в рамках государственных программ (проектов) по повышению эффективности энергопотребления;
- установления норм амортизации энергосберегающей техники, материалов, приборов учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов, перечень которых устанавливается уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения;
- безвозмездных финансовых, технических и иных вложений или участия субъектов в области энергосбережения в реализации энергосберегающих мероприятий;
- предоставления субсидий на электроэнергию, выработанную из биомассы и с использованием возобновляемых источников.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в сроки от 7 до 8 лет по согласованию с уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения.
При определении тарифов на электрическую и тепловую энергию государственный уполномоченный орган должен учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 15 июня 2013 года № 96)
Статья 24. Использование возобновляемых источников энергии
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в энергосберегающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети энергоснабжающих организаций, а также на транспортировку энергии через данные сети в количествах и режимах, обеспечивающих наиболее рациональный режим работы сетей и источников централизованного энергоснабжения, согласованных с энергоснабжающими организациями и уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в установленном порядке.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года № 269, 15 июня 2013 года № 96)
Статья 25. Ответственность за неэффективное потребление энергетических ресурсов
За неэффективное использование энергетических ресурсов при добыче, переработке, производстве, транспортировке, хранении, распределении и потреблении, а также изготовление энергетически неэффективного оборудования и материалов, предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Глава V
Осуществление деятельности в области энергосбережения
Статья 26. Субъекты деятельности в области энергосбережения
Субъектами деятельности в области энергосбережения являются организации всех видов собственности и деятельности, производящие и потребляющие энергетические ресурсы.
Все юридические и физические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Для стимулирования процессов развития разведки, добычи, производства, транспортировки, хранения, распределения и потребления энергетических ресурсов настоящим Законом признается роль частных юридических либо физических лиц в энергосбережении и обеспечиваются равные условия.
Глава VI
Международное сотрудничество и инвестиционная деятельность
Статья 27. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие в международных проектах в области энергосбережения.
Глава VII
Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов
Статья 28. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения национальной и региональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 28-1. Образование и подготовка кадров
Учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров, имеющие право осуществлять образовательную деятельность, в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года № 269)
Глава VIII
Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики
об энергосбережении
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об энергосбережении
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава IX
Заключительные положения
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Нормативные правовые акты, действующие на территории Кыргызской Республики, до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Президент Кыргызской Республики |
А. Акаев |