ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 28 января 1997 года № 8
Об электроэнергетике
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2003 года № 43, 6 декабря 2004 года № 187, 28 декабря 2006 года № 207,
10 августа 2007 года № 146, 16 мая 2008 года № 85, 23 января 2009 года № 14,
10 июня 2011 года № 35, 13 июня 2011 года № 43, 26 июля 2011 года № 146,
30 ноября 2012 года № 188, 15 февраля 2013 года № 20, 24 июня 2013 года № 98
18 июля 2014 года № 144, 19 июля 2014 года № 145, 20 января 2016 года № 5, 12 декабря 2017 года N 207 (12) , 24 июля 2019 года N 99 )
Настоящий Закон основывается на положениях Закона Кыргызской Республики "Об энергетике", других законодательных актов Кыргызской Республики и распространяется на всех юридических лиц независимо от форм собственности, а также физических лиц, которые производят, передают, распределяют, продают и потребляют электрическую и тепловую энергию.
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются обеспечение надежного, безопасного и бесперебойного снабжения электро-, теплоэнергией и улучшение качества предоставляемых услуг всем потребителям, создание конкурентной среды и формирование рынка энергии, поощрение развития частного сектора и привлечение инвестиций.
Статья 2. Определения
В настоящем Законе ниже перечисленные термины имеют следующие значения:
Бытовой абонент - гражданин, использующий энергию по договору энергоснабжения для собственных бытовых нужд;
Бытовой потребитель - физическое лицо, использующее электроэнергию для бытовых нужд в соответствии с условиями контракта;
Выработка электро-, теплоэнергии - производство электро-, теплоэнергии из энергетических ресурсов;
Вырабатывающее электроэнергию предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность, по производству электроэнергии и эксплуатацию электростанций;
Гидроэлектростанция - любая станция для производства электроэнергии посредством использования энергии воды и связанные с таким производством гидротехнические сооружения, оборудование;
Крупные электроэнергетические производственные мощности - гидроэлектростанции, тепловые электрические станции мощностью свыше 30 Мвт;
Магистральная электрическая сеть - электрическая сеть, предназначенная для передачи электрической энергии от производителя к пунктам подключения местных (локальных) сетей;
Малые электроэнергетические производственные мощности - гидроэлектростанцииэлектрические и тепловые станции мощностью от 0,5 МВт до 30 МВт;
Интегрированное предприятие - любое государственное или частное предприятие, осуществляющее два или более вида деятельности в области производства, передачи, распределения и продажи электро-, теплоэнергии;
Национальная электрическая сеть - система средств передачи электроэнергии высокого напряжения;
Национальная энергосистема - существующий комплекc электростанций, гидроэлектростанций, электрических (в том числе национальная электросеть) и тепловых сетей, связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативное управление, осуществляемое диспетчерской службой;
Объединенные системы - ряд систем передачи и распределения электроэнергии, соединенных посредством одной или более систем;
Электроэнергия для собственных нужд - электроэнергия, вырабатываемая государственным, частным юридическим или физическим лицом для собственного потребления;
Основной потребитель - покупатель электроэнергии из сети высокого напряжения непосредственно у производящего предприятия;
Передача - переток электроэнергии высокого напряжения по электрической сети с целью ее поставки основным потребителям или распределяющим предприятиям;
Передающее электроэнергию предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, передающее электроэнергию между точками поставки производящего эту электроэнергию предприятия и точкой подключения распределяющего предприятия или основным потребителем;
Потребитель, не имеющий выбора - конечный потребитель, которому электроэнергия низкого напряжения, теплоэнергия поставляются единственным распределяющим предприятием;
Распределительная электрическая сеть - электропроводящая сеть, включающая конструкции, оборудование и аппаратуру, служащая для целей распределения электроэнергии и передачи ее в точку подключения;
Распределяющее предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, снабжающее электро-, теплоэнергией потребителей на оговоренной территории;
Сети высокого напряжения - электрические сети и подстанции напряжением 35 кВ и выше;
Типовой контракт на электроснабжение - соглашение с указанием перечня определенных прав и обязанностей между производящим, передающим, распределяющим предприятием и потребителем придерживаться определенных условий при предоставлении или получении электроэнергии и услуг;
Точка подключения - граница собственности между распределяющим электро-, теплоэнергию предприятием и потребителем или между передающим и распределяющим предприятием или основным потребителем;
Точка поставки - граница собственности между производящим и передающим предприятием или передающим и распределяющим электро-, теплоэнергию предприятием или основным потребителем;
Установка - устройство для решения следующих задач: производство, передача, распределение электро-, теплоэнергии, включающее оборудование, сооружения, здания и землю, используемую в связи с ними;
Энергетические услуги - передача, распределение, продажа, хранение (кроме хранения электрической и тепловой энергии) и транспортировка энергоресурсов;
Электроэнергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления, требующий постоянного, непрерывного и качественного поддержания его параметров в заданных пределах;
Электроэнергетическая отрасль - структура, включающая государственные и негосударственные предприятия, вовлеченные в производство, передачу, распределение или продажу электро-, теплоэнергии;
Электростанция - любая станция для производства электро- и теплоэнергии посредством использования всех энергоресурсов;
Электро-, теплоэнергетическое предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, занятое выработкой, передачей, распределением или продажей электро- или теплоэнергии независимо от их форм собственности;
Хищение электро-, теплоэнергии - самовольное подключение, потребление и поставка электро-, теплоэнергии без соответствующего разрешения;
Уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергетики;
Уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции в сфере обеспечения технической безопасности, надежности и бесперебойности выработки, передачи, распределения и потребления электрической, тепловой энергии и природного газа, а также за эффективностью их использования;
уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ;
расчетный центр - самостоятельная организация, предоставляющая услуги с использованием централизованной информационной аналитической системы по сбору, обработке, проверке достоверности, анализу данных по перетокам и потерям электроэнергии, составлению балансов электроэнергии, выполнению расчетов для всех участников электроэнергетического рынка, а также по осуществлению мониторинга взаиморасчетов между участниками электроэнергетического рынка.
(В редакции Законов КР от 10 августа 2007 года № 146, 23 января 2009 года № 14, 26 июля 2011 года № 146, 30 ноября 2012 года № 188, 15 февраля 2013 года № 20, 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145, 20 января 2016 года № 5 , 24 июля 2019 года N 99 )
Статья 3. Разделение функций
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Статья 4. Государственное регулирование электроэнергетической отрасли
Государственное регулирование электроэнергетической отрасли осуществляется с целью предоставления электро-, теплоэнергии по экономически обоснованным, социально-приемлемым и недискриминационным ценам на всей территории Кыргызской Республики, а также контроля за обеспечением надежности, безопасности и бесперебойности как при производстве электро-, теплоэнергии, так и при потреблении.
Статья 5. Общие положения о лицензиях
Юридические и физические лица имеют право заниматься следующими видами деятельности на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом по регулированию топливно-энергетического комплекса:
- производство, передача, распределение, продажа, экспорт и импорт электрической энергии (за исключением производства электрической энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства электрической энергии из любых источников энергии для собственного пользования при мощности до 1000 кВт);
- производство, передача, распределение и продажа тепловой энергии (за исключением производства тепловой энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства тепловой энергии из любых источников энергии для собственного пользования).
Формы и сроки лицензий, а также порядок и условия их выдачи электроэнергетическим предприятиям определяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области лицензирования.
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2003 года № 43, 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 6. Отзыв, приостановление или изменение условий лицензий
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Статья 7. Пересмотр лицензий -
Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 февраля 2003 года № 43
Статья 8. Правила о лицензиях на производство -
Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 февраля 2003 года № 43
Статья 9. Новые производственные мощности
Строительство крупных электроэнергетических производственных мощностей производится в соответствии с Национальной энергетической программой или отдельным постановлением Правительства Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года № 146)
Статья 10. Гидроэлектростанции
Любая относящаяся к производству гидроэлектроэнергии лицензия должна пройти предварительное исследование относительно возможности использования воды в неэнергетических целях. Результаты этого исследования должны быть доведены до сведения местного органа власти, на территории которого проводится строительство гидроэлектростанции или на территорию которого ею оказывается воздействие.
В любом объявлении о проведении относящегося к гидроэлектростанции тендера на расширение объемов существующих мощностей или сооружение новых объемов мощностей в обязательном порядке приводится краткий отчет о проведении такого исследования и о его результатах.
Все затраты и потери местного населения, возникшие в результате строительства гидроэлектростанции, должны быть включены в смету строительства.
Статья 11. Атомные электростанции
Строительство любой атомной электростанции должно быть санкционировано решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 10 августа 2007 года № 146)
Статья 12. Производство электроэнергии для собственных нужд
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Статья 13. Обслуживание и эксплуатация национальной сети электропередач
(Часть 1 утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Владелец лицензии на передачу электроэнергии не обладает каким-либо монопольным правом в отношении секторов или географических районов, кроме как в отношении эксплуатации и руководства передачей электроэнергии.
Владелец лицензии на передачу электроэнергии обязан осуществлять переток электроэнергии экономически эффективным способом, а также эксплуатировать и обслуживать национальную электроэнергетическую сеть и объединенные энергосистемы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и Национальной энергетической программой.
Владелец лицензии на передачу электроэнергии национальной сетью электропередач не вправе ограничивать доступ к национальной сети электропередач или навязывать необоснованные требования к пользующимся национальной сетью или продающим ей электроэнергию. Однако при чрезвычайных обстоятельствах владелец лицензии на передачу электроэнергии национальной сетью электропередач вправе предпринять любые действия, необходимые для обеспечения безопасности людей и объектов, а также для продолжения электроснабжения.
Запрещается жильцам многоквартирных домов (товариществам собственников жилья) передавать электроэнергию другим отдельным жилым, торговым и промышленным объектам, за исключением случая, если мощность соответствующего оборудования позволяет осуществлять передачу электроэнергии.
Запрещается электроэнергетическим предприятиям передавать электроэнергию, предназначенную многоквартирным домам, другим отдельным жилым, торговым и промышленным объектам, за исключением случая, если мощность соответствующего оборудования позволяет осуществлять передачу электроэнергии.
(В редакции Закона КР от 24 июня 2013 года № 98, 12 декабря 2017 года N 207 (12))
Статья 14. Обязанность распределяющих предприятий
На владельцев лицензий возлагается обязанность обеспечивать электроснабжение всех находящихся на территории их деятельности клиентов, которыми осуществляется запрос на снабжение, в том числе обеспечение электроснабжения клиентов в отдаленных районах.
Распределяющее предприятие обязано в течение шести месяцев за свой счет возместить потребителям материальные затраты по приобретению материалов, установке и ремонту энергооборудования, находящегося на балансе распределяющего предприятия.
Распределяющее предприятие обязано за свой счет возмещать понесенный материальный ущерб потребителям, вызванный отключением электроэнергии без предварительного предупреждения и подачей электроэнергии, не соответствующей требованиям ГОСТа.
Статья 15. Типовой контракт на электроснабжение
(Часть 1 утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
Типовой контракт на электроснабжение регламентирует права и обязанности распределяющих предприятий и потребителей, а также в обязательном порядке предусматривает обязанности поставщика по компенсации реального ущерба, образовавшегося в результате перебоя электроэнергии и/или отключения потребителя без предупреждения.
Типовые контракты утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 10 июня 2011 года № 35, 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 15-1. Взаимные обязательства субъектов энергоснабжения
В случае прерывания поставки электроэнергии юридическим лицам могут быть оговорены иные условия оплаты неустойки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Факт длительности прерывания поставки электроэнергии, подачи электроэнергии, не соответствующей требованиям ГОСТа, а также возникший при этом материальный ущерб удостоверяются актом, составленным абонентом совместно с представителем электроснабжающей организации или государственного органа по вопросам энергетики. В случае неприбытия представителя электроснабжающей организации или государственного органа по вопросам энергетики в течение шести часов после письменного уведомления абонента акт может быть составлен абонентом совместно с тремя другими потребителями электроэнергии, питающимися от одной с абонентом линии. Иной порядок составления акта юридическими лицами может определяться контрактом (договором).
При наличии предварительной оплаты потребитель получает электроэнергию по тарифу, действовавшему на момент внесения предварительной оплаты.
Для бытовых потребителей счетчики устанавливаются поставщиком электроэнергии на безвозмездной основе, кроме случаев поломки счетчика потребителем (за исключением заводского брака или некачественной установки).
(В редакции Законов КР от 6 декабря 2004 года № 187, 28 декабря 2006 года № 207, 23 января 2009 года № 14, 10 июня 2011 года № 35,
15 февраля 2013 года № 20)
Статья 16. Соблюдение основных принципов деятельности
Распределяющее предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
поддерживать безопасное, надежное и бесперебойное электроснабжение;
выбирать такие формы управления, которые приводили бы к постоянному повышению производительности и эффективности;
уважать интересы и нужды потребителей, включая вопросы их безопасности;
постоянно повышать качество энергетических услуг, предоставляемых потребителям по справедливым ценам;
безотлагательно принимать меры по жалобам потребителей;
не наносить ущерб окружающей среде.
(В редакции Закона КР от 23 января 2009 года № 14)
Статья 17. Право распределяющих предприятий на прерывание снабжения
Если потребитель не производит оплату в течение срока, оговоренного контрактом на поставку энергии, распределяющее предприятие вправе прервать оказание энергетических услуг в соответствии с условиями и процедурами, установленными в контракте на энергоснабжение, за исключением тех случаев, когда прерывание энергетических услуг угрожает жизни, здоровью или безопасности людей.
Прерывание энергетических услуг на электроснабжение непрерывного процесса на производстве осуществляется в соответствии с условиями и процедурами, предусматривающими завершение технологического цикла выпуска продукции.
Если потребитель, не имеющий выбора, не в состоянии оплатить счета за предоставленные энергетические услуги, его счета могут быть оплачены в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Потребители вправе обратиться с жалобой на распределяющее предприятие в уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики или в суд, если прерывание электро- или теплоснабжения и ухудшение его качества происходит по вине поставщика.
(В редакции Законов от 23 января 2009 года № 14, 24 июня 2013 года № 98)
Статья 18. Продажа электроэнергии
Любым государственным, частным юридическим и физическим лицам, занимающимся импортом, экспортом и продажей электроэнергии, необходимо получить лицензию у уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 19. Объявление о проведении тендера
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2019 года N 99)
Статья 20. Порядок проведения тендера
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июля 2019 года N 99)
Статья 21. Тарифы
Тарифы устанавливаются в соответствии со следующими принципами:
цены должны отражать полную стоимость производства, передачи и распределения тепловой или электроэнергии, включая затраты на производство и техническое обслуживание, возмещение капитальных затрат, привлечение инвестиций и процентную ставку возврата;
изменение цен не должно вызвать внезапных экономических трудностей у производителей или потребителей;
(Абзац четвертый утратил силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года № 145)
все потребители одинаковой группы с одинаковыми характеристиками потребления, обслуживаемые одним распределяющим предприятием, должны получать равные тарифы и обслуживание;
тарифы для каждой группы потребителей энергии отражают полную стоимость предоставляемых электроэнергии и энергетических услуг;
субсидии из одной группы потребителей в другую запрещены;
тарифы устанавливаются таким образом, чтобы отразить разницу в стоимости предоставляемых электроэнергии и энергетических услуг в разное время года и разное время суток, а также различных видов и качества энергетических услуг или электроэнергии, когда у потребителей будет возможность выбора.
(В редакции Законов КР от 23 января 2009 года № 14, 13 июня 2011 года № 43, 24 июня 2013 года № 98)
Статья 22. Предоставление электроэнергии и энергетических услуг малообеспеченным потребителям
(Название статьи в редакции Закона КР от 23 января 2009 года № 14)
Правительство Кыргызской Республики органы местного самоуправления городов могут предоставлять прямые субсидии исключительно для оплаты за установленное количество энергии, потребленной клиентом, не имеющим выбора и не способным оплатить полную стоимость тепловой или злектроэнергии.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)
Статья 23. Учет, составление счетов и сбор денег
Все распределяющие компании обязаны установить надежные и безопасные счетчики в каждой точке предоставления электроэнергии для регулярного снятия показаний счетчиков, составления счетов и установления эффективных методов сбора денег.
Для бытовых абонентов счетчики (приборы индивидуального учета) электрической и тепловой энергии приобретаются, устанавливаются и эксплуатируются за счет средств энергоснабжающей организации.
(В редакции Законов КР от 23 января 2009 года № 14, 30 ноября 2012 года № 188)
Статья 24. Меры, принимаемые в случае хищения
За хищение электро- и теплоэнергии, порчу приборов счета и изменение показаний, самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям и иные противоправные деяния электро-, теплоэнергетические предприятия и потребители несут установленную законодательством административную и уголовную ответственность, как за хищение собственности юридических и физических лиц.
Статья 25. Сроки рассмотрения тарифа
После предоставления предприятиями и организациями всех необходимых документов и расчетов на рассмотрение тарифов уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса в течение одного месяца должен принять решение. Повторно представленные документы по изменению тарифов должны рассматриваться уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергетики не ранее шести месяцев.
(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 146, 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 26. Стандарты бухгалтерского учета
Независимо от правовой формы или вида собственности либо организационно-правовой структуры деятельности все предприятия по выработке, передаче, распределению или продаже электро- или теплоэнергии должны вести свои бухгалтерские документы в соответствии с нормативными актами Кыргызской Республики, учитывая международные стандарты и практику бухгалтерского учета, и при необходимости предъявлять их на аудиторскую проверку, осуществляемую в соответствии с международными стандартами и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 27. Отдельное ведение документов бухгалтерского учета
Владельцы лицензий интегрированных предприятий должны вести документы бухгалтерского учета отдельно по каждому виду деятельности: по производству, передаче, распределению электроэнергии и теплоэнергии аналогично предприятиям, имеющим статус самостоятельного юридического лица.
Балансовый отчет предприятия (организации) представляют в уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 28. Охрана природы
В соответствии с нормативными актами Кыргызской Республики об охране природы все владельцы лицензий обязаны нести расходы, связанные с предотвращением или сведением к минимуму загрязнений, возникающих в процессе их деятельности.
Статья 29. Оценка воздействия на окружающую среду
При решении вопроса о выборе месторасположения для новой электростанции или гидроэлектростанции до выдачи разрешения на проведение строительства проводится оценка воздействия ее на окружающую среду. Отчеты об этом должны предоставляться общественности, а также проводится изучение общественного мнения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 30. Кризисные ситуации
В случае аварийных ситуаций и стихийных бедствий, а также при угрозе физической безопасности людей, установок либо взаимосвязанности систем Правительство Кыргызской Республики предпринимает необходимые меры защиты и может вводить временные ограничения на использование электроэнергии. Такие меры должны вызывать минимально возможные неудобства функционирования рынка электроэнергии и по объему не могут быть шире тех, которые строго необходимы для устранения неожиданно возникших кризисных ситуаций.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
Государственное, частное предприятие или любое иное лицо, нарушившие настоящий Закон, другие законодательные акты, лицензии, несут установленную законодательством материальную, административную и уголовную ответственность.
Привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности не освобождает их от возмещения нанесенных ими убытков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Энергоснабжающая организация несет ответственность за реализацию планов развития электросетей, своевременное и качественное проведение их ремонта и профилактики, за подготовку к работе в зимних условиях.
Статья 32. Разрешение споров
Разрешение конфликтов между двумя либо более государственными органами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в электроэнергетике, не должно наносить ущерб правам и льготам, предоставленным владельцам лицензий.
Если споры между иностранной и кыргызской стороной касаются толкования прав и обязанностей владельцев лицензий и не могут быть урегулированы мирным путем при помощи переговоров и посредников в течение трех месяцев, любая из сторон конфликта может принять решение о передаче его в международный арбитраж в соответствии с предварительным соглашением.
Уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса должен установить четкий порядок быстрого разрешения конфликтов, возникающих между клиентом, не имеющим выбора, и распределяющими предприятиями.
(В редакции Законов КР от 26 июля 2011 года № 146, 24 июня 2013 года № 98, 19 июля 2014 года № 145)
Статья 33. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие со дня опубликования.
Президент Кыргызской Республики |
А.Акаев |